Детский сад № 35 город Саянск, группа "Шустрики"
Трехуровневая модель речевой и игровой среды в группах для детей с ОВЗ (ТНР)МДОУ сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально-экономической и образовательной ситуации. Меняется и его нормативно-правовые основы. Возникающие при этом проблемы педагоги - практики МДОУ детский сад комбинированного вида решают за счет ее дифференциации или расширения. Но это путь количественных изменений, мы, же предлагаем рассмотреть проблему с позиции инновационного подхода создания трехуровневого моделирования предметно-развивающей и игровой среды групп с содержание современных федеральных требований. Предметно-развивающая среда развития воспитанников - организация пространства и использование детской мебели, игрушек и предметов, физкультурного оборудования и другого оснащения групп в соответствии с целями безопасности и психологического благополучия каждого ребенка, амплификации (обогащения) условий его развития, что предполагает гибкое и вариативное использование пространства, уход от устаревшего подхода, связанного с жесткой функциональной закрепленностью зон и уголков. Организация среды в нашем ДОУ направлена на удовлетворение потребностей и интересов самого ребенка, что дает ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по групповой комнате, иметь свободный доступ к средствам игровой, изобразительной, конструктивной деятельности. Один из используемых нами методов построения среды в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР - метод трехуровневого моделирования, что предполагает построение моделей и воссоздание смоделированной ситуации в сюжетно-ролевых или творческих играх. Предметная структура моделируется нашими воспитателями на трех уровнях в зависимости от развития детей. Такой подход позволяет ребенку выбрать способ действия в среде или самостоятельно опробовать еще незнакомый, соответствующий уровню его развития. Основная задача - предупредить возникновение негативных эмоций, оградить от неуспеха, помочь самостоятельно преодолеть незнание. Трехуровневое моделирование среды позволяет: ребенку с низким уровнем развития видеть образец для зрительного, слухового и речевого эталона ребенку со средним уровнем развития самостоятельно выбирать способ действия, пробовать незнакомые прежде. ребенку с высоким уровнем развития создавать интересные модели, разворачивать их в творческую импровизацию.Например, детям предлагается составить на листе бумаги при помощи геометрических фигур план комнаты для куклы. Дети с удовольствием продумывают каждую деталь интерьера, а главное проигрывают воображаемые ситуации, которые связаны с определенной окружающей обстановкой. Подобные игры с моделями, организованные детьми - «Зоопарк», «Город строителей» позволяет раскрыть творческие способности. Например: на схеме дети указывают, какие животные живут в зоопарке, разрабатывают экскурсионные маршруты, обустраивают зоопарк так, чтобы в южной части были представители жарких стране, а в северной - те, кто любит морозы. Именно такие игры активизируют знания о флоре и фауне каждого уголка земного шара. Игры с моделями включают и конструирование по модели с последующим развитием сюжетно-ролевой игры, дети составляют модель животного, нарисовав его простым карандашом, или собирают игрушку из конструктора. После проделанной работы педагог предлагает пофантазировать и рассказать реальную или сказочную историю, произошедшую с животными. Для моделирования развивающих ситуаций, связанных с развитием речи ребенка, среда должна быть целесообразной, удобной, информированной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад. В группах для детей с ТНР большое внимание мы уделяем дидактическим материалам и пособиям, связанным с развитием лексико-грамматической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи. Нами используются следующие комплекты: предметных картинок по лексическим темам («Откуда хлеб пришел» «Овощи», «Фрукты» и т. д.); игрушек (образные, наборы); дидактических игр («Лото», «Домино» «Читай-ка» и т. д.); картинок для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д. пособий для развития мыслительных процессов (обобщения, отвлечения, анализа, синтеза) способность устанавливать логические связи и отношения.Карточки с ответами ребенок может выкладывать в виде «дороги» через лес, горы и т. д. В дальнейшем он с помощью мелких сюжетных игрушек обыгрывает ситуацию. Это создает условия для перехода дидактической игры в режиссерскую или театрализованную. Поэтому в группах предусмотрены разные виды театров: пальчиковый театр, театр на рукавичках, стендовый театр, плоскостные изображения предметов, костюмы для игр - драматизаций. Для разыгрывания игровых ситуаций используется Фланелеграф и ковролинограф. Такие игры влияют на формирование всех сторон речи. Комплекты картинок для составления рассказов (сюжетные, предметные, серии картин) и специальные наглядные схемы и модели.При организации такой работы необходимо обеспечить детям щадящий зрительный режим. Формирование тесной взаимосвязи и широкого взаимодействия всех анализаторов всех систем организма, создание условий для переключения со зрительного на слуховое и тактильное внимание. Для этого педагоги разработали специальные дополнительные средства: наглядные и тактильные опоры, двигательные и зрительные модели, разного вида схемы, упражнения. комплекты для подготовки детей к обучению грамоте (дидактические игры, звуковые линейки, азбука в картинках, таблицы и т. д.)Материалы и пособия хранится в доступных для детей местах: на специальных стеллажах, в коробках и паках с характерными символическими изображениями. Ребенок может заниматься сидя на полу или ковре, включая различные движения, поэтому основное пространство речевой предметно-развивающей среды занимает мягкое покрытие, на котором размещаются модули и мебель. Кроме горизонтальной плоскости (пол) мы используем вертикальные поверхности (стены) - панно с рисованными работами детей и короткие сочинения - миниатюры, которые периодически меняются; воздушные пространства (к потолку подвешены модули и поделки). Таким образом, задействованы все плоскости помещения. В группах для детей с ТНР предполагается быстрое реагирование на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционно-воспитательном процессе потребности и возможности воспитанников, поэтому среда отличается мобильностью и изменчивостью. Характерной чертой трехуровневого моделирование предметно-развивающей и игровой среды групп с ТНР является «перетекание» мини сред из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. В распоряжении ребенка отдаются все помещения МБДОУ. Ребенок живет средой, а среда оживляется и преобразуется ребенком. Так, например, в нашем ДОУ организован познавательно-речевой модуль «Библиотека» где хранятся детские книги, хрестоматии, серии картин для пересказов и составления рассказов, книги с рассказами и стихами созданные руками родителей и детей. На базе данного предметно-средового модуля проводятся экскурсии и беседы с детьми. Но одним из наиболее любимых модулей остается модуль «Кинозал»(видеомагнитофон, DVD плеер), где дети просматривают фильм или фрагмент любимых передач, мультфильмов. Далее проводятся беседы по содержанию, и рисование с различными заданиями. Создание трехуровневой среды обеспечивает психологический комфорт ребенка, предупреждает развитие негативных проявлений, обуславливает его творческую активность. Поэтому среда в нашем ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором познавательно - речевого развития, но и показателем профессионализма педагога. приложение №1 Модель развивающей среды старший дошкольный возраст
8 февраля 2020 в 09:09
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.