Детский сад № 35 город Саянск, группа "Шустрики"
Игры на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжелыми нарушениями речиОдна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи - это формирование лексико-грамматических навыков. Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено. Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов - названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций. Формирование лексико-грамматического строя речи - это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. Работа по РЛГСЯ ведётся по следующим направлениям: 1. Развитие словаря: активизация и обогащение словаря по теме; описание предметов, особенностей строения; называние действий с данными по теме предметами; называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.2. Формирование грамматических представлений: упражнения на словоизменение (число, род, падеж); упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных); употребление предлогов; составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.Обучение осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом, мячом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки. Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи. Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе. Дидактически е игры на развитие лексики Игры и задания: «Подбери картинку» (классификация предметов: овощи - фрукты; одежда - обувь). «Найди лишний предмет». «Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.). «Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе). «Назови части»: - рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман; - дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо. «Подбери соответствующие картинки к следующим словам»: - Высокий, тонкий, пятнистый... (жираф); - Лохматый, косолапый... (медведь); - Маленькая, быстрая, проворная... (белка); «Противоположности» (пополнение словаря антонимов). Формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «ручка», «иголка» и т.д.). «Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто?) - девочка, медведь...; (что?) - время, дождь... и т.д. «Кто как ест?» (по картинкам): - Кошка лакает молоко; - Собака грызет кость; - Корова жует траву. «Кто как голос подает?» (подобрать (по картинкам) как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает?» (Собака (что делает?) - лает, бегает, рычит, кусает, грызет); «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»). Солнце (какое?) - яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее. Составление загадок-описаний по определенному плану. (Например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.) Развитие грамматического строя речи 1. Развитие словообразования. «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных). «Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- мыльница, сахарница). «Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе). «Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша). «Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных). «Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; «Какая каша» (образование относительных прилагательных). «Подбери похожие слова» Например: подобрать слова - «родственники» к слову «снег». Образование сложных слов (составить одно слово из двух: сам летает - ... (самолет), сам катится - ... (самокат). Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода). 2. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных. Цель: развивать у дошкольников словоизменение, дифференциацию именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей — сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежа. Игры и упражнения: «Один - много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа); «Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных); «Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных); «Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных); «Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа); закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА; «Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе); «Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными); «Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными); Таким образом, предложенные игры и задания можно использовать в работе с детьми не только с тяжелыми нарушениями речи, но и с детьми общеразвивающих групп. Включение разнообразных игр, заданий на развитие лексико-грамматического строя на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи. 18 ноября 2019 в 14:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.